Общественное мнение как условие эффективности мер конституционно-правовой ответственности
М.А. ЯНДИЕВ
Председатель Комиссии по законодательству Народного
Собрания - Парламента Республики Ингушетия
Общественное мнение как условие
эффективности мер
конституционно-правовой ответственности
Россия – федеративное государство. Это форма нашего политического
бытия, принятая всеми народами добровольно в их собственных интересах.
Федерализм – не только четкое распределение прав и полномочий центра и территорий,
но и четкое определение круга обязанностей чиновников всех уровней (федеральных
и региональных) и ответственности за их неисполнение.
Власть принадлежит народу. Она формируется снизу, и
все, что составляет предметы ведения собственно Российской Федерации, предметы
совместного ведения федерации и ее субъектов и предметы собственного ведения
самих субъектов, есть всего лишь часть этой власти. Народ добровольно поручает
осуществление соответствующих полномочий органам государственной власти, а
институты добровольно берут на себя обязательства по осуществлению власти.
Обязательства же должны исполняться. Неисполнение их влечет за собой
соответствующую ответственность. Возможно, именно неответственность власти
рождает стремление всех и вся во власть и как следствие этого – рост чиновничьего
аппарата. Сегодня это число в России приближается к 3 млн. человек (для
сравнения: В СССР насчитывалось чуть более 1 млн. чиновников). Тенденция роста
такой специфической категории «любителей» власти, которая Законом о
государственной службе именуется группой «А» угрожающа.
А между тем положение дел в стране не улучшается.
Слабо решаются многие проблемы на федеральном уровне в субъектах РФ. С большой
натяжкой идет становление местного самоуправления. Затягивается процесс приведения
конституций и законов субъектов РФ в соответствие с федеральной Конституцией.
Не все согласуется на местах с принципами организации законодательных и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, которые определены
Федеральным законом от 22 сентября 1999 г.
Некоторые политики и ученые склонны причины всех
проблем видеть в сепаратизме территорий. Представляется, что пытаться объяснить
имеющуюся массу проблем только сепаратизмом отдельных территорий (если он и
имеет на самом деле место) будет не совсем верно. Скорее всего масса проблем в
конкретной сфере – это следствие незавершившегося в умах и сердцах многих людей
(особенно государственных мужей) процесса государственного устройства
Российской Федерации.
Всевозможных перекраиваний в нашей истории было
достаточно. От этого мы не стали жить лучше. Однако никто не понес ни политической,
ни правовой ответственности за последствия трагедии, ставшие их итогом. Не
потому ли мы с таким безразличием слушаем всех тех, кто охотно говорит о
необходимости укрупнения, разукрупнения субъектов РФ, являющихся государствами
или государственными образованиями.
Одной из актуальных проблем современности является
проблема силы и авторитета, можно даже сказать, власти общественного мнения.
Это явление чрезвычайно сложное, его роль невозможно переоценить, поскольку
уровень демократии в любом обществе находится в прямой зависимости от силы этого
(хотя и в чрезвычайных муках рождающегося в России) уникального института. В
свою очередь общественное мнение находится в прямой зависимости от соответствующей структуризации
общества. Трудно придумать что-либо, что столь не отвечало бы задачам
становления этой самой уникальной власти, как пересмотры и перекраивания
всевозможных границ. Ведь рождение и становление власти и всего остального
происходит в рамках определенных территорий. Здесь формируются традиции и все
другие основы, которые создают (в буквальном смысле этого слова) в рамках
определенного периода времени общественную стабильность, которая как бы
взрывается каждый раз, когда происходят всякого рода посягательства на существующую
структуру общества. Российская история – убедительное подтверждение этого вывода.
Но от кого и когда исходила в прошлом и исходят в
настоящем эти импульсы? Если найти ответ на этот вопрос, будут более успешными
попытками всех тех, кто пытается решить любые другие проблемы в России, в том
числе и специфическую проблему конституционно-правовой ответственности. Часто
любят ссылаться на американскую конституцию. Мол, она принималась 200 лет назад
и до сих пор сохраняет свою юридическую силу. Уверен, что проблема принятия
новой конституции США станет в повестку дня тогда, когда в центре или на местах
будет проявлена инициатива радикального пересмотра существующего
государственно-территориального устройства США: полномочий центра в пользу
штатов или штатов в пользу федерального правительства. Однако таких предложений
не возникает. Почему? Потому что общество привычно ко всему тому, что
обеспечивает стабильность своих институтов. И все, что может на нее посягать,
пресекается еще в зародыше.
Американский опыт, как и опыт многих других стран,
например Швейцарии, показывает, что проблема не столько в модели общественного
устройства, сколько в желании того, кто приходит к власти, применить к России такую
модель, которая именно с его точки зрения более пригодна. Но точки зрения разные, а
принципы должны быть неизменны. Спрашивается, кого выбирает общество: лидера,
имеющего свою точку зрения относительно тех или иных принципов или
придерживающегося заранее определенныхпринципов? Почему в Швейцарии большинство кантонов (субъектов) по
размерам своих территорий и по многим другим показателям значительно меньше
большинства субъектов РФ, однако никому в голову не приходит перекраивать их
границы, укрупнять их. Швейцарии дорога стабильность, потому и не приходят к
власти политики, провозглашающие подобные идеи. А в России? Конституция РФ
всего семь лет как принята. Вслед за этим идет обновление конституционного
законодательства в субъектах. Естественно, этот процесс идет в рамках процедур,
определенных самим федеральным центром или федеральным центром совместно с
регионами. В этих условиях становятся непонятными какие-либо претензии к уже
состоявшимся в регионах по существу судьбоносным для них решениям. Не могут
субъекты в зависимости от политической конъюнктуры перестраивать свои
глобальные политические системы. Это взрывает общественную стабильность и
ничего позитивного им не сулит. В чем-то принципиальном надо соглашаться, если
отсутствие такого согласия чревато негативными последствиями как для всей Российской
Федерации, так и ее отдельного субъекта. Но что угрожает отношениям Российской
Федерации и, скажем, Республики Ингушетия, если в обеих конституциях четко
прописано, что Республика Ингушетия является субъектом РФ? Более того, никто в
Республике Ингушетия определенно не ставит под сомнение законность этих
отношений. Гарантией тому является вся республиканская модель, которая
выстроена в полном соответствии с широким общественным мнением, выраженным в
период серьезногополитического кризиса
в России на основе и в соответствии с существовавшими тогда демократическими
процедурами. И усилия власти Республики Ингушетия, которая противится насилию
над четко выраженным общественным мнением, не принимаются в центре. Иначе как
понимать такое положение: Республика Ингушетия 27 февраля 1994 г. принимает свою
Конституцию на всенародном референдуме, и вследза этим начинается кампания по приведению положений этой Конституции в соответствие
с Конституцией РФ. Пока принимали – молчали, а как только приняли – на все лады
заговорили о несоответствии. Спрашивается, где были федеральные органы, которые
обнаружили эти несоответствия, пока шло всенародное обсуждение? Нужно ли
доказывать, что проект Конституции Республики Ингушетия, заранее опубликованный
в средствах массовой информации для всенародного обсуждения, как и положено,
находился в кабинетах у высоких московских начальников, скажем, у того же
Генерального прокурора России, на столе. Видимо, рассчитывали, что в Ингушетии
не сумеют принять решение вообще.
Аналогичный пример можно привести с Республикой Алтай.
Несколько лет готовилась ее Конституция. Ее проект прошел официальную
экспертизу во многих федеральных органах власти. Все замечания были учтены.
Никто не находил в проекте явных противоречий Конституции РФ. Но вот Конституция
принята, и появляется запрос в Конституционный Суд РФ, который ряд важных
положений Конституции Республики Алтай объявляет не соответствующими
Конституции РФ. И виноватой оказалась только сама республика. Для всех таких
случаев надо решать вопрос о конституционно-правовой ответственности тех
федеральных органов власти, к ведению которых относится обеспечение
соответствия законодательства субъектов РФ законодательству Российской
Федерации.
Вспомним, какие дебаты разгорелись вокруг новой Российской
Конституции и через что пришлось пройти, чтобы наконец-то ее принять. Да, мы
признаем необходимость полного соответствия всех принципиальных положений
любого субъекта РФ положениям Конституции РФ. Однако мы не понимаем такой
позиции, когда просчеты или какие-либо ошибки в области, скажем,
конституционного законодательства субъекта дают основание обвинять в
сепаратизме или в каких-либо иных грехах. России не угрожает сепаратизм, по
крайней мере сепаратизм Ингушетии. России угрожают страхи об угрозе сепаратизма.
Необходимо скорейшее формулирование всего того, что
касается конституционно-правовой ответственности тех, кто осуществляет власть.
Отсутствие четких норм и принципов, регулирующих отношения «господина у
власти», позволяют ему считать источник своей власти всем чем угодно, но не
тем, ради чего или кого учреждается сама власть.
См.: Конституционно-правовая
ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. проф. С.А.
Авакьяна. – М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 139-142
"Этот отчет уполномоченного был написан 1.1.1999 г. и отослан в Администрацию Президента России. С тех пор в России произошли очень важные и быстрые перемены. Возобновилась война в Чечне, президентом России стал В.В. Путин – выходец из мощнейшей в мире спецслужбы... Представители спецслужб пришли к власти надолго, если не навсегда. В России будет столько демократии, сколько захотят спецслужбы. В России будет столько свободы СМИ, сколько захотят спецслужбы. Политика, экономика, власть, партии, общественные организации, бизнес, телевидение, печать, Интернет и т.д. и т.п., то есть вся и всё будет контролироваться спецслужбами,.." Все будет так,как захотят спецслужбы .И никто и ничто не изменит этого факта.